Двигатель ЗМЗ-4061 и 4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный,
четырехтактный с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными
валами в головке блока. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.
Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Между
цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости.
Привод насоса охлаждающей жидкости с вентилятором и генератора поликлиновым
ремнем, расположенным в передней части двигателя.
К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления.
Силовой агрегат крепится к кузову автомобиля на трех опорах — две резиновые
подушки размещены с правой и левой сторон двигателя, третья опора установлена
под задним картером коробки передач.
Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в пяти коренных подшипниках
скольжения. Осевое перемещение вала ограничено четырьмя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения, нижний (разъемной) головкой
они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения,
верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, т.е. он свободно
поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна.
Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами,
установленными в проточках бобышек поршня.
Поршни — литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним
маслосъемным кольцами. При работе поршни охлаждаются струей масла через
отверстия в верхних головках шатунов.
Головка блока цилиндров отлитая из алюминиевого сплава, с запрессованными
чугунными седлами и направляющими втулками клапанов. Клапаны приводятся в
действие через цилиндрические гидротолкатели, поэтому привод клапанов в
регулировке зазоров не нуждается.
Распределительные валы — литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках
скольжения. От осевых смещений их удерживают пластмассовые полукольца,
установленные в выточках передних крышек и проточках передних опорных шеек
валов. Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый (через
звездочку промежуточного вала). Натяжение обеих цепей обеспечивается
автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе
смазки.
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные
и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, опоры распределительных
валов, подшипники промежуточного вала и валика привода масляного насоса,
гидротолкатели и винтовые шестерни.
Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренчатый,
односекционный с приводом от промежуточного вала посредством пары винтовых
шестерен. В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная с отводом картерных газов
через маслоотделитель в систему впуска.
На двигателе установлена система рециркуляции отработавших газов. Она
направляет часть отработавших газов во впускной трубопровод, чем достигается
снижение токсичности.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится от коленчатого вала
поликлиновым ремнем совместно с вентилятором. В систему охлаждения встроен
термостат.
|